Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования сложной и многоуровневой системы психологических свойств и качеств, эмоционального к ним отношения, а также механизмов волевой их регуляции.
Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений ее под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, семейного воспитания, личного опыта и многого другого), с другой – характеризуется как достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности.
«Ключом к решению вопросов о воспитании нравственных качеств личности являются два важнейших направления:
1. Истоком направленности служат интересы и потребности личности, которые определяют цели и мотивы деятельности;
2. Средством формирования направленности служат отношения нравственного, гуманного характера» [2, с. 8]
Прогрессивное и перспективное значение интереса в психологии развития личности дошкольника подчеркивала Люблинская А. А. По ее мнению, интерес отличается от потребности тем, что в меру познания он возрастает, а не исчезает, как потребность, которая в меру ее удовлетворения гаснет.
Чтоб поставить и решить вопрос о содержании направленности, которую возможно сформировать в дошкольном возрасте, следует, прежде всего, определить, каким требованиям общества она должна соответствовать.
Далее выявляют тот возрастной период дошкольного детства, который благоприятен для начального развития данного основополагающего качества человеческой личности.
«В широком спектре содержания направленности выделяют нравственную, так как считают ее наиболее значимой и доступной для практического освоения дошкольниками в тех ее простейших проявлениях, которые возможны в их непосредственном общении.
Теоретическими и экспериментальными исследованиями психологов и педагогов определена сущность, основные характеристики, вскрыт психологический механизм формирования нравственной направленности» [2, с. 10].
Психологическое изучение становления личности в школьном возрасте установило, что направленность личности представляет собой систему осознанных побуждений или мотивов, определяющих деятельность человека (Л.С. Рубинштейн), доминирующие отношение личности к предметам внешнего мира, к людям, к деятельности и к себе (В.Н. Мясищев), целостную структуру устойчивых доминирующих мотивов поведения и деятельности (Л. И. Божович), систему мотивов с разнообразным их взаимоотношением, способных определить деятельность в различных обстоятельствах и условиях (В.С. Мерлин). Хотя каждая концепция отличается своеобразием, они имеют единую основу, составляющую сущность личности, как общественного существа. Все авторы рассматривают направленность как определенную систему доминирующих отношений и мотивов, осознаваемых человеком и оказывающих решающее влияние на его деятельность и поведение.
В педагогике и психологии направленности особо рассматриваются мотивы. Доминирующие мотивы направленности регулируются одновременно осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями, следствием чего является нестойкость мотивов. Ситуативность поведения связана с эстетической направленностью, устойчиво сопряженной с общественной направленностью (В.Э.Чудловский). К желаемым нравственным результатам приводит не только сочетание мотивов, но и адекватность их средствам воплощения.
Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с нравственными чувствами. Достижение высокого уровня нравственной направленности, характеризующегося альтруистическими мотивами, сочетается в соответствии с высшими эмоциями. Их развитие имеет ряд переходных стадий от эмоционального переживания нравственных чувств к соответствующему поведению.
Трудами известных педагогических и психологических школ установлено следующее. Наивысшие стадии развития моральных чувств, сочетающихся с коллективной направленностью личности, состоит в «потребности благополучия для других, как в благополучии для себя», которые закладываются уже в младшем школьном возрасте (21). У подростков они воплощаются в гуманности ко всем людям, а не только к близким, друзьям, первичному коллективу (Конникова Т.Е.), и особенно характерны для высокого уровня его развития (Коломинский Я.Л.).
У детей же дошкольного возраста отмечается готовность к действенному сопереживанию неблагополучного эмоционального состояния сверстников, реальное содействие им. Подтверждением этому служат исследования группы А.В. Запорожца и Я.З.Неверович, результаты которых отражены в книге «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста»; исследования Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло и их сотрудников, анализ результатов которых они дают в своей книге «Воспитание гуманных чувств у детей»; работы В.Е.Дзигель, Н.Т. Кириченко, Т.С. Марочко, З.П. Плохий, В.А.Павленчик, Е.И. Стрюк, И.А.Школьной, Е.Ю.Яницкой и многих других педагогов и психологов.
Как видно из вышесказанного, нравственное развитие человека – процесс очень длительный, сложный, включает в себя многофакторную систему влияния на личность ребенка и невозможно без воспитания. Поскольку зачатки всех психических функций приходятся на период дошкольного детства, то наша задача – выявить сензитивный период формирования нравственных норм, условия, пути и средства их формирования, а также механизмы, приводящие к интериоризации нравственных норм.
Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение влияние художественной литературы на нравственное развитие дошкольника посредством проведения цикла занятий.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Провести констатирующий эксперимент (подбор диагностических методик и проведение исследования уровня нравственного дошкольников).
3. Провести формирующий эксперимент (разработка программы занятий и проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста).
4. Провести контрольный эксперимент.
5. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза: уровень развития нравственных представлений и качеств детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от целенаправленного систематического воспитания и формирования.
1. Особенности нравственного воспитания и развития дошкольников
1.1 Принципы, задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников
Ребенок получает информацию об окружающей общественной жизни, знакомится с заинтересовавшими его событиями, пользуясь для этого разнообразными источниками. Ребенок запоминает то, что показалось ему интересным, важным.
Стихийно усвоенная информация прямо пропорциональна развитию любознательности, познавательных интересов ребенка. Чем любознательней ребенок, тем больше он замечает вокруг, тем глубже он пытается познать, осознать наблюдаемое. Чем больше он узнает, тем больше появляется возможностей для развития его любознательности и познавательных интересов. Информация об общественной жизни затрагивает не только ум, но и душу ребенка. Он переживает события, радуется или огорчается им, оценивает их моральными оценками «хорошо», «плохо».
Переживание информации, а не только ее осознание делает эти знания значимыми для ребенка и, следовательно, вносящими вклад в формирование морального облика.
«Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но, как только они затрагивают чувства ребенка, вызывая переживания, их информативная функция приобретает нравственное направление воздействия на личность» [11, с. 23].
Существует мнение, что нравственная воспитанность личности основывается на формировании и развитии эмпатии в дошкольном возрасте. Родители и воспитатели должны формировать и способствовать развитию адекватных эмпатийных отношений с окружающими (с далекими и близкими, взрослыми и детьми; по отношению к животному и растительному миру, игрушкам и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. 1996. №2, с. 62-73.
2. Артемова Л.В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре. Киев. 1998.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.
4. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. Сб. научн. тр. АПН ССР НИИ дошк. восп.
5. Воспитание гуманных чувств у детей (В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, С.А. Ладывир и др.; под редакцией Л.Н. Прокашенко,В.К. Котырло. Киев 1987.
6. Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1976.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение. 1980.
8. Карандашев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Минск. БГУ. 1981.
9. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1974.
10. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М. 1963.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром (АПН ССР, НИИ дошк. Восп. М. Педагогика. 1988.
12. Лаврентьева Г.А. Культура общения дошкольников. Киев. 1988.
13. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках. // Дошкольное воспитание. 1966. №5.
14. Мурашева О., Михайлова М. Заглянуть внутрь себя/ Дошкольное воспитание. 1997. №8.
15. Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под раед Н.А.Ветлугиной. М: Просвещение, 1989.
16. Нравственное воспитание дошкольников: сборник научных трудов Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн для воспитателей детск. сада. М: Просвещение,1989.
17. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. М: Просвещение,1986.
18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
19. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. 1996. №3, с. 10-14.
20. Пономаренко Т.О. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания // Дошкольное воспитание, 1996. с. 15-19.
21. Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нар асвета, 1991.
22. Стрелкова Л.П. Войди в тридесятое царствоУчебно-методическое пособие для детск дошк учрежд инач. Школы. М.: Новая школа, 1995.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту Советы психолога родителям: Просвещение: АО «Учебн лит-ра», 1996.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М. Издат. центр «Академия». 1997.
25. Урунтаева Г.А Психолого-педагогические задачи в курсе детской психологии, 1997. №4, с. 80-82.